Поверить в себя, пережить стресс и побороть застенчивость – sandplay творит чудеса! Тем более, что практиковать этот метод можно даже дома. Рассказываем, как.
Впервые о sandplay или песочной терапии заговорил еще Карл Густав Юнг. После дружеского и профессионального разрыва с Зигмундом Фрейдом он нуждался в простом занятии, чтобы привести мысли в порядок. Как оказалось, метод не только успокаивает. Песочная терапия помогает выразить боль, потери, внутренние конфликты, пережить трудные и непонятные чувства, найти решение проблем и увидеть новые перспективы. «Сэндплей — это сопровождение человека в его «путешествии за открытиями», в узнавании себя и своего внутреннего и внешнего мира» - поясняет действующий президент Международного общества Сэндплей-терапии Александр Эстерхайзен.
- Зачем?
- Кому?
- Как?
- Что делать?
- Как расшифровать?
- Комментарии
Зачем?
Действие песочной терапии комплексное. Во-первых, ребенок трогает песок руками, что стимулирует нервные окончания пальцев, ладоней. Так происходит развитие моторики, а головной мозг получает сигналы нервных рецепторов, отвечающих за познание, анализ и воспоминания.
Во-вторых, песок – сыпучий материал, поэтому ребенок творит из него практически подсознательно, рассыпая и собирая его так, как берет сама рука. Этот факт считается важным для диагностики внутреннего состояния малыша или подростка.
Уже доказано, что систематические занятия песочной терапией помогут ребенку поверить в себя, избавиться от негативных воспоминаний и переживаний, осознать собственную личность, стать спокойнее, уравновешеннее и самостоятельнее.
Кому?
Песочная терапия подходит всем малышам с 2 лет. При этом есть заболевания, особенности и периоды в жизни ребенка, когда этот метод рекомендован особенно:
- возрастные кризисы (3 года, 6 лет, 13 лет);
- трудности с выражением эмоций (замкнутость, скрытность);
- врожденные и приобретенные нарушения зрения, слуха, речи;
- расстройство аутистического спектра;
- психическая, психомоторная, психофизическая, речевая задержки развития;
- заболевания нервной системы;
- пережитые тяжелые утраты, психологические, физические травмы.
Впрочем, у песочной терапии есть и противопоказания. К ним относят синдром дефицита внимания и гиперактивности, эпилепсию, аллергию на пыль и песок, бронхиальную астму, тяжелые психические расстройства, тяжелые психические расстройства, возраст до 2 лет.
Как?
Психологи обычно используют готовый ящик размером 50 х 70 х 8 см из экологического пластика. Внутренние борта окрашены по периметру в голубой цвет, дно - в синий. Песок выбирается желтый или белый, специально предварительно очищенный, мелкой фракции.
В наборе есть емкость для воды, миниатюрные фигуры людей (взрослых, младенцев, стариков), зданий, автомобилей, кораблей, животных. Всегда сочетаются миниатюры, которые вызывают у ребенка симпатию, и те, которых он боится.
Важно, чтобы в наборе присутствовали предметы, представляющие «ценность», символизирующие клад и богатство, мечты и цели – маленькие шкатулки, сундучки, ракушки, «драгоценные» камни. Набор профессионалов дополняется пластиковыми буквами и цифрами, флажками, религиозными символами, камешками и шишками, а также техногенными предметами – болтами и гайками.
Чтобы ребенок мог создавать трехмерные миры, специалисты для начала объясняют, что голубой борт сбоку – небо, песок – земля, а синее покрытие дна песочницы – вода. Теперь у малыша есть все основные стихии и измерения для создания композиций.
Что делать?
В начале занятия ребенок выбирает себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Попросите его обосновать набор, почему он взял динозавров, а не людей, почему много цифр, зачем ему ракушки или пуговицы. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.
Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении и переживаниях. Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Ребенок не должен их разбрасывать, терять.
После окончания сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.
Как расшифровать?
Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.
Для детей с расстройством аутистического спектра или трудностями в общении подойдут семейные и проекционные игры. Проекция на себя необходима и ребятам, пережившим серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.
Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и учеников начальных классов.
Некоторые распространенные детские постройки из песка и знаки на песке помогут родителям лучше понимать, что чувствует ребенок и в чем нуждается:
- замки или дома из песка, заборы и валы с толстыми стенами – недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в защите;
- хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках – смятение в душе ребенка;
- отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора – желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
- круги, нарисованные на песке – желание перемен, нехватка любви и заботы;
- спирали – недостаток общения, усталость, ночные кошмары;
- острые углы и рваные линии – внутренний конфликт, ревность, гнев.
Выбрать занятия песочной террапией для детей можно в разделе "Арт-терапия".